Магжан Жумабаев

Магжан Бекенович Жумабаев
25.06.1893 – 19.03.1938

Арыстандай айбатты,
Жолбарыстай қайратты,
Қырандай күшті қанатты -
Мен жастарға сенемін!
Көздерінде от ойнар,
Сөздерінде жалын бар.
Жаннан қымбат оларға ар,
Мен жастарға сенемін!
Жас қырандар — балапан,
Жайып қанат, ұмтылған.
Көздегені көк аспан,
Мен жастарға сенемін!
Жұмсақ мінез жібектер,
Суттей таза жүректер,
Қасиетті тілектер —
Мен жастарга сенемін!
Тау суындай гүрілдер,
Айбынды алаш елім дер,
Алтын Арка жерім дер,
Мен жастарға сенемін!
Қажу бар ма тұлпарға,
Талу бар ма сұңкарға?!
Иман күшті оларда,
Мен жастарға сенемін!..
Алаш — айбынды ұраны,
Қасиетті құраны.
Алаштың олар құрбаны,
Мен жастарға сенемін!

«В языке нации, как в зеркале, отражаются его земля, история, быт, нравы и характер. В казахском языке отображаются бескрайняя золотая степь, история народа, которая то спокойна, как безветренная ночь, то стремительна, как вихрь, мгновенные перекочевки в степи, неторопливый, несуетный характер народа.»

«Для того чтобы быть настоящим Человеком, недостаточно любить лишь себя, своих близких. Обязательным условием является любовь к человечеству.»

«Этнопедагогика известна и доступна каждому воспитателю как издавна проторенный путь и метод воспитания... и поэтому воспитание на национальных традициях - обязанность каждого воспитателя.»

М. Жумабаев

Магжан Бекенович Жумабаев родился 25 июня 1893 года в Полудинской волости Петропавловского уезда, Акмолинской губернии. Отец Бекен был крупным баем, при царской власти избирался волостным правителем.

Будущий поэт начал учиться с четырех лет в домашней школе в родном ауле Сартомар. В 1905 г. Магжан поступил в медресе города Петропавловска. Здесь он изучал историю и литературу тюркских народов, усваивал основы арабского, персидского, турецкого языка. В 1910 г. он приехал в Уфу и поступил в медресе «Галия». На втором году обучения известный татарский писатель, учитель Магжана Галимжан Ибрагимов, оценив знания и способности Магжана, посоветовал ему продолжить образование в другом учебном заведении. Возратившись в Петропавловск, Магжан берет уроки русского языка и литературы у крупного казахского ученого Миржакыпа Дулатова.

В 1913 году будущий поэт поступил в Омскую учительскую семинарию, которую окончил в 1917 году. В годы учебы Магжан Жумабаев большое внимание уделял изучению русской и зарубежной литературы. Завершив обучение в семинарии, Магжан Жумабаев возвращается в Петропавловск, где переживает невзгоды гражданской войны, работает преподавателем на педагогических курсах и, конечно, пишет стихи.

В 1923 году Магжан переезжает в Ташкент, где занимается преподавательской научной деятельностью, много пишет, публикуется в журнале «Шолпан», «Сана», газете «Акжол». В этом же году по направлению Туркестанского народного комитета просвещения Магжан Жумабаев поступает в Московский высший литературно-художественный институт, ректором которого был известный русский поэт Валерий Брюсов. Одновременно Магжан Жумабаев читал лекции по казахский литературе и стилистике казахского языка студентам Коммунистического университета трудящихся Востока.

В 1927 году Магжан возвратился в Петропавловск и работал преподавателем в педагогическом техникуме и в советской партийной школе.

В 1929 году Магжан был арестован и осужден на 10 лет. В 1936 году по ходатайству Максима Горького поэт был досрочно освобожден.

30 декабря 1937 года Магжана вновь арестовали и уже 19 марта 1938 года расстреляли как "врага народа".

В 1961 году Магжан Жумабаев был реабилитирован, но его стихи оставались под запретом. В 1987 году его реабилитировали окончательно.

В 1993 году гуманитарному колледжу присвоено имя Магжана Жумабаева.

"Большой самобытный поэт, педагог, мыслитель, дважды репрессированный, подвергнутый унижениям, лишенный права писать, подобно яркому солнечному лучу вырывается на волю и озаряет всё вокруг себя ярким светом".

Магжан Жумабаев - замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом. В то же время Магжан изучал общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и экзистенцистэнциализмом ХХ века.

Первый этап творческого пути Жумабаева охватывает период с 1910 по февраль 1917 годов. С первых шагов в поэзии Магжан проявляет яркий самобытный талант. Широкое признание принес ему поэтический сборник "Шолпан" (1912). В стихах Магжана звучат мотивы национально-освободительной борьбы. В стихотворениях о прошлом Магжан называет имена героев борьбы против джунгарских поработителей. Для него подлинный герой тот, кто «помнит о своей нации».

На втором этапе своего творческого пути (1917-1924) Жумабаев стремится отказаться от стереотипов в своем мировоззрении. Он занимается журналистикой, работает на ниве просвещения, издает в 1922 году труд под названием "Педагогика».

Напряженный и творчески плодотворный период жизни Жумабаева связан с переездом в 1923 году в Ташкент, где он создает поэму "Батыр Баян", цикл стихов о Туркестане, статьи об Акан-Сери, Бухаре-жырау, Абубакире Диваеве. Магжан сотрудничает с газетой "Ак жол" и журналом "Шолпан". Здесь же, в Ташкенте, а также в Казани в 1922-23 годах один за другим выходят в свет два сборника стихотворений Жумабаева, в которых проявились отличительные черты его дарования. Магжан принадлежит к тому поколению поэтов, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада. Он жадно следил за мировым литературным процессом, стремясь попасть в струю художественных течений современности. Подобно западным и русским символистам Жумабаев пытался заглянуть в "запредельный мир", где по его глубокому убеждению, таятся истинные идеи, он старался сосредоточиться исключительно на переживаниях, заменить образ символом.

Писатель Жусипбек Аймауытов, давая чисто художественную оценку в творчество Жумабаева, пишет: "Легкости, прозрачности стиха, его гармоничного воздействия на слух, изящества в оборотах, умения одним словом нарисовать картину стремился добиться и Абай, но никому не удавалось достичь такого словесного совершенства, какого достиг Магжан". И далее продолжает: "Какие ценности вечны, не обманчивы, чисты в своей сути? Это природа. Природа, любовь, красота - вот нетленные ценности, которые поэты с незапамятных времен воспевают, перед, чем они преклоняются, в чем находят отраду. Этому закону поэтического творчества следует и Магжан".

"Среди современных поэтов большинство не могут уже писать, не заимствуя формы или внутреннего стихотворного строя Магжана. Кто бы ни писал, не может избежать того, чтобы не взять чего-нибудь из словесного массива Магжана. Почему? Красивое, ладное, сильное, готовое слово само как бы подготовлено к тому, чтобы попасть на язык. Поэтому поэты, которые невзлюбили Магжана, все-таки следуют стилю Магжана, технике выражения. Если критически оценить тех поэтов, которые выступают прямо против Магжана, то можно увидеть, что они пользуются уже выработанными им формами. Те, которые раньше были наставниками Магжана, ныне, когда пишут, испытывают влияние своего ученика. Другими словами, на ниве поэтики после Абая внес новые формы, повел за собой учеников, создал поэтическую школу Магжан. Именно он разнообразил после Абая размеры стиха".

Жумабаев - мастер интимной лирики. Он боготворит дар любви как неземное счастье и радость. Он живописует саму страсть, ее яркую вспышку и бурное течение. Такие его стихотворения, как "Мое желание", "И меня ты, смерть, убаюкай", "Люблю", "Эй, Сарсембай" - составили сокровищницу казахской поэзии. Отдавая дань символизму, Магжан, подобно другим представителям этого направления, сделал много полезного для развития литературы.

Труды Магжана Жумабаева: Жумабаев М. «Педагогика», Алматы, 1993 г.

Поэтические издания:
► Жумабаев М. «Шыгармалары» (Произведения), Алма-Ата, Институт литературы и искусства АН КазССР, 1989.
► Жумабаев М. Стихи. Буклет.- Алматы: Жазушы, 1993.
► Жумабаев.М. «Пророк» (стихи и поэмы в переводе на русский, сост. Б.Канапьянов), Алматы, «Жибек Жолы», 2002, 400 стр.
► Жумабаев М. Избранное (Тандамалылар), миниатюрное .издание в серии «Мудрость веков», Москва, «Русский раритет», 2005.
► Жумабаев М. Избранное (подарочное издание в кожаном переплете на казахском и русском языках), М., «Русский раритет», 2006.

Собрания сочинений: Жумабаев М. Собрание сочинений в 3-х томах, Алматы, Жазушы, 2002.

Исследования жизни и творчества Магжана Жумабаева:
► «Свеча в ураганной ночи» (жизнь и творчество М.Жумабаева). Редактор-составитель, автор вступительного слова и предисловий к разделам — член Союза писателей Казахстана Владимир Шестериков. - Петропавловск: Областной комитет по культуре,1993.
► «Поэзия и судьба» (О творчестве Магжана Жумабаева): Библиографический указатель/ОУНБ им. С.Муканова; Сост. Ашимова, Петрова, Пискунова. — Петропавловск, 1993.
► «Педагогические взгляды М. Жумабаева». Котенова Р. Н., Алматы, 1995 .



Текст